Обучение в 10-11 классе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования или сокращенно ФГОС СОО. В этом документе перечислены 5 направлений, по которым школа может открыть профильные классы для старшеклассников. Какие предметы будут изучаться на углубленном уровне и сколько часов будет отведено на их изучение - решает школа, опираясь на рекомендации ФГОС.
Возможны следующие варианты профилей:
- естественно-научный профиль. Здесь на углубленном уровне изучаются или химия + биология, или химия + физика. Этот профиль выбирают ученики, которые хотят продолжить обучение в вузе на таких специальностях как медицина, биотехнологии или химическая промышленность.
- гуманитарный профиль самый вариативный. Основной предмет русский язык. К нему школа может предложить учащимся связки как из двух предметов обществознания + истории, иностранного языка + обществознания, иностранного языка + литературы; или из трех - литература, история, обществознание. Этот профиль подойдет учащимся, которые планируют получать педагогическое, психологическое, культурологическое образование или работать в сфере общественных отношений.
- социально-экономический профиль для тех, кто хочет в будущем работать в социальной сфере, сфере финансов, или заниматься обработкой информации, управлением и предпринимательством. На углубленном уровне здесь изучаются профильная математика + обществознание.
- технологический профиль бывает нескольких видов: инженерный (профильная математика + физика), информационно-технологический (профильная математика + информатика) и даже включающий все три предмета - профильную математику, физику и информатику. Он подойдет учащимся, которые хотят поступить в вуз на технические специальности.
- универсальный профиль дает ученику возможность выбрать, какие предметы он будет изучать на углубленном уровне. Преимущество этого профиля в том, что можно подбирать редкие сочетания предметов для поступления на определенные специальности или в конкретные вузы. Например, биология + обществознание (на психологию), история + литература (искусствоведение, журналистика), биология + профильная математика (геология, биологические ресурсы, сельское хозяйство), химия + профильная математика (нефтяная и химическая промышленность); обществознание + информатика (таможенное дело, аналитика, компьютерная безопасность).
Как выбрать профиль в 10 классе.
При выборе профиля стоит:
— ориентироваться на свои способности и интересы, но помнить, что хобби и увлечения не всегда должны перерастать в профессию. Если ребенку нравится находиться на природе или ухаживать за больными животными, это еще не означает, что он должен стать лесником или ветеринаром.
— составить список вузов и специальностей, на которых ребенок хочет учиться. Посмотреть какие предметы в формате ЕГЭ нужно сдавать для поступления на них.
— сравнить список предметов для поступления с профилями открытыми в школе. Допустим, в школе открыт естественно-научный профиль с углубленным изучением химии и биологии, а ребенку нужен более редкое сочетание химия + физика. В этом случае, можно поискать школу с узким профилем. И наоборот, если ребенок сомневается между несколькими профессиями или не уверен, что хорошо сдаст какой-то предмет, стоит выбрать более широкий профиль. Например, ребенок не знает, сможет ли хорошо выучить материал по истории, тогда ему подойдет гуманитарный профиль с углубленным изучением сразу трех предметов: истории, обществознания и иностранного языка. Если он завалит историю, то всегда сможет поступить с результатами по обществознанию и английскому языку.
— пройти профориентацию. Не каждый ребенок, только закончивший 9 класс, четко знает, чем хочет заниматься в жизни, кем стать. В этом возрасте подросток только узнает себя и свои способности, а его интересы меняются, подчас кардинально. Родители ждут от ребенка, что он выберет профиль, который определит его дальнейшую судьбу и карьеру. Это большая ответственность, к которой ребенок может быть не готов. В этом случае, подростку может понадобиться помощь профориентолога — специалиста по карьере.
Учебный план является частью образовательной программы МАОУ г.Нягани СОШ№2, разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой среднего общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно- эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план разработан на основе федерального учебного плана Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 на основе вариантов федерального недельного учебного плана среднего общего образования технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики), технологического (инженерного) профиля (с углубленным изучением математики и физики), гуманитарного (с углубленным изучением истории и обществознания), универсального (с углубленным изучением биологии и обществознания), для 5-дневной учебной недели.
Продолжительность учебного года в 10-11 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 10-11 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет:
- в 10 классе – 34 часа,
- в 11 классе – 34 часа.
Количество учебных часов за 2 года не менее 2170 часов и е более 2516.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Обучение в МАОУ г.Нягани СОШ №2 ведется на русском языке. Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы. Учебный план не предусматривает преподавание и
изучение предмета «Второй иностранный язык» в рамках обязательной предметной области
«Иностранные языки», так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет. В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика». При проведении занятий по «Иностранному языку (английскому)», «Информатике», а также по «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Для реализации индивидуализации обучения в 2024-2025 учебном году сформированы мультипрофильные классы:
10А класс: 1 группа – технологический профиль (инженерный);
2 группа – технологический профиль (информационный); 10Б класс: 1 группа – гуманитарный профиль;
2 группа – универсальный профиль.
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественно-научные предметы».
В основу учебного плана положен вариант 1 федерального учебного плана технологического (инженерного) профиля при пятидневной учебной неделе.
Учебный план технологического (инженерного) профиля обучения включает 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика»,
«История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура»,
«Основы безопасности и защиты Родины») и предусматривает изучение 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующих профилю обучения предметных областей «Математика и информатика» и «Естественно-научные предметы»: математики и физики.
Учебный план технологического (информационного) профиля обучения включает 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика»,
«История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура»,
«Основы безопасности и защиты Родины») и предусматривает изучение 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области «Математика и информатика»: математики и информатики.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обучающиеся при согласовании с родителями (законными представителями) 10 классов выбирают курсы из перечня:
- ЭК «Написание сочинений публицистического стиля» отводится по 1 часу в неделю в 10-11 классах;
- ЭК «Решение задач по математике повышенной сложности» отводится 1 час в неделю в 11 классе;
- Практикум по обществознанию отводится 0,5 часа в неделю в 11 классе.
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература»,
«Общественно-научные предметы» и «Иностранные языки».
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана гуманитарного профиля с углубленным изучением истории и обществознания при пятидневной учебной неделе.
Учебный план гуманитарного профиля обучения включает 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История»,
«Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины») и предусматривает изучение 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующих профилю обучения предметной области «Общественно-научные предметы»: истории и обществознания.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся.
Универсальный профиль ориентирован на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки технологического, социально-экономического, естественно-научного и гуманитарного профилей.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана универсального профиля при пятидневной учебной неделе. По запросам обучающихся и родителей школа определила 2 предмета на углубленном уровне: обществознание и биология.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обучающиеся при согласовании с родителями (законными представителями) 10 классов выбирают курсы из перечня:
- ЭК «Написание сочинений публицистического стиля» отводится по 1 часу в неделю в 10-11 классах;
- ЭК «Решение задач по математике повышенной сложности» отводится 1 час в неделю в 10-11 классе;
- Практикум по предмету отводится 1 час в неделю в 10-11 классе;
- Консультации с педагогом –психологом «Профориентация» 1 час в неделю в 11 классе.
Формируемая часть учебного плана включает следующие курсы внеурочной деятельности:
- «Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю в 10–11-х классах;
- «Россия – мои горизонты» – отводится по 1 часу в неделю в 10–11-х классах;
- «Компьютерное проектирование» – отводится по 1 часу в неделю в 10–11-х классах;
- «Международная журналистика» - отводится 1 час в неделю в 11 классе;
- «Начальная военная подготовка» - отводится по 1 часу в неделю в 10-х классах;
- «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным» - отводится по 1 часу в неделю в 10-х классах, 1 час в 11 классе (сборная группа);
- Спортивные игры - отводится по 1 часу в неделю в 10–11-х классах;
Руководствуясь инструктивным письмом об организации изучения начальной военной подготовки в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных программ (Письмо Минпросвещения России от 14.02.2023 № 03-287) курсы «Начальная военная подготовка» для юношей и
«Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными» для девушек реализуются в течение одной учебной недели в конце мая, занятия проводятся ежедневно на базе МАУ г.Нягани «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «Афганец».
Курс внеурочной деятельности «Семьеведение» реализуется классными руководителями интегрировано с курсом «Разговоры о важном», а также на классных часах. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет школа.
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о периодичности, текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ г.Нягани СОШ №2.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются
«зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ г.Нягани СОШ№2.
Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице.
Учебный предмет, курс |
Форма промежуточной аттестации |
Русский язык |
Контрольная работа/годовая отметка |
Литература |
Контрольная работа/годовая отметка |
Иностранный язык |
Контрольная работа/годовая отметка |
Алгебра и начала математического анализа |
Контрольная работа/годовая отметка |
Геометрия |
Контрольная работа/годовая отметка |
Вероятность и статистика |
Контрольная работа/годовая отметка |
Информатика |
Контрольная работа/годовая отметка |
Физика |
Контрольная работа/годовая отметка |
Химия |
Контрольная работа/годовая отметка |
Биология |
Контрольная работа/годовая отметка |
История |
Контрольная работа/годовая отметка |
Обществознание |
Контрольная работа/годовая отметка |
География |
Тест /годовая отметка |
Основы безопасности и защиты Родины |
Тест /годовая отметка |
Физическая культура |
Сдача нормативов/годовая отметка |
Индивидуальный проект |
Защита проекта |
ЭК «Написание сочинений публицистического стиля» |
зачет |
ЭК «Решение задач по математике повышенной сложности» |
зачет |
Практикум по обществознанию |
зачет |
Внеурочная деятельность |
|
Разговоры о важном |
Встроенные педагогические наблюдение |
Россия-мои горизонты |
Встроенные педагогические наблюдение |
Компьютерное проектирование |
Тестирование |
Начальная военная подготовка |
Результаты полевых сборов |
Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным |
Встроенные педагогические наблюдение |
Спортивные игры |
Результаты спортивных соревнований |
Основы физического эксперимента |
Портфолио |
Исторические основы российской цивилизации |
Встроенные педагогические наблюдение |
Освоение основной образовательной программы среднего общего образования завершается Государственной итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования составляет 2 года.
Учебный план технологического (инженерного) профиля
(с углубленным изучением математики и физики), вариант 1
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
5-ти дневная неделя |
|
Количество часов в неделю |
||||
10А класс (2024-2025) |
11А класс (2025-2026) |
|||
Обязательная часть |
||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
2 |
2 |
Литература |
Б |
3 |
3 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
3 |
3 |
Математика и информатика |
Алгебра и начала математического анализа |
У |
4 |
4 |
Геометрия |
У |
3 |
3 |
|
Вероятность и статистика |
У |
1 |
1 |
|
Информатика |
Б |
1 |
1 |
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
У |
5 |
5 |
Химия |
Б |
1 |
1 |
|
Биология |
Б |
1 |
1 |
|
Общественно-научные предметы |
История |
Б |
2 |
2 |
Обществознание |
Б |
2 |
1,5 |
|
География |
Б |
1 |
1 |
|
Основы безопасности и защиты Родины |
Основы безопасности и защиты Родины |
Б |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
Б |
2 |
2 |
Индивидуальный проект |
1 |
|||
ИТОГО |
33 |
31,5 |
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: |
1 |
2,5 |
||
ЭК «Написание сочинений публицистического стиля» |
1 |
1 |
||
ЭК «Решение задач по математике повышенной сложности» |
- |
1 |
||
Практикум по обществознанию |
- |
0,5 |
||
Учебные недели |
34 |
34 |
||
Всего часов |
34 |
34 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами |
34 |
34 |
||
Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10– 11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого |
2312 |
|||
Внеурочная деятельность |
||||
Разговоры о важном |
1 |
1 |
||
Россия-мои горизонты |
1 |
1 |
||
Компьютерное проектирование |
1 |
1 |
||
Начальная военная подготовка |
1 |
1 |
||
Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным |
1 |
1 |
||
Спортивные игры |
1 |
1 |
||
Основы физического эксперимента |
1 |
1 |
||
7 |
7 |
Учебный план технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики), вариант 2
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
5-ти дневная неделя |
|
Количество часов в неделю |
||||
10А класс (2024-2025) |
11А класс (2025-2026) |
|||
Обязательная часть |
||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
2 |
2 |
Литература |
Б |
3 |
3 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
3 |
3 |
Математика и информатика |
Алгебра и начала математического анализа |
У |
4 |
4 |
Геометрия |
У |
3 |
3 |
|
Вероятность и статистика |
У |
1 |
1 |
|
Информатика |
У |
4 |
4 |
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
Б |
2 |
2 |
Химия |
Б |
1 |
1 |
|
Биология |
Б |
1 |
1 |
|
Общественно-научные предметы |
История |
Б |
2 |
2 |
Обществознание |
Б |
2 |
1,5 |
|
География |
Б |
1 |
1 |
|
Основы безопасности и защиты Родины |
Основы безопасности и защиты Родины |
Б |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
Б |
2 |
2 |
Индивидуальный проект |
1 |
|||
ИТОГО |
33 |
31,5 |
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
1 |
2,5 |
||
ЭК «Написание сочинений публицистического стиля» |
1 |
1 |
||
ЭК «Решение задач по математике повышенной сложности» |
- |
1 |
||
Практикум по обществознанию |
0,5 |
|||
Учебные недели |
34 |
34 |
||
Всего часов |
34 |
34 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами |
34 |
34 |
||
Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10– 11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого |
2312 |
|||
Внеурочная деятельность |
||||
Разговоры о важном |
1 |
1 |
||
Россия-мои горизонты |
1 |
1 |
||
Компьютерное проектирование |
1 |
1 |
||
Начальная военная подготовка |
1 |
1 |
||
Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным |
1 |
1 |
||
Спортивные игры |
1 |
1 |
||
Основы физического эксперимента |
1 |
1 |
||
7 |
7 |
Учебного плана гуманитарного профиля
(с углубленным изучением истории и обществознания), вариант 4
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
5-ти дневная неделя |
|
Количество часов в неделю |
||||
10Б класс (2024-2025) |
11Б класс (2025-2026) |
|||
Обязательная часть |
||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
2 |
2 |
Литература |
Б |
3 |
3 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
3 |
3 |
Математика и информатика |
Алгебра и начала математического анализа |
Б |
2 |
3 |
Геометрия |
Б |
2 |
1 |
|
Вероятность и статистика |
Б |
1 |
1 |
|
Информатика |
Б |
1 |
1 |
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
Б |
2 |
2 |
Химия |
Б |
1 |
1 |
|
Биология |
Б |
1 |
1 |
|
Общественно-научные предметы |
История |
У |
4 |
4 |
Обществознание |
У |
4 |
4 |
|
География |
Б |
1 |
1 |
|
Основы безопасности и защиты Родины |
Основы безопасности и защиты Родины |
Б |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
|
Индивидуальный проект |
1 |
|||
ИТОГО |
31 |
30 |
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
3 |
4 |
||
ЭК «Написание сочинений публицистического стиля» |
1 |
1 |
||
ЭК «Решение задач по математике повышенной сложности» |
1 |
1 |
||
Практикум по |
1 |
1 |
||
Консультации с педагогом-психологом «Профориентация» |
- |
1 |
||
Учебные недели |
34 |
34 |
||
Всего часов |
34 |
34 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами |
34 |
34 |
||
Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10–11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого |
2312 |
|||
Внеурочная деятельность |
||||
Разговоры о важном |
1 |
1 |
||
Россия-мои горизонты |
1 |
1 |
||
Компьютерное проектирование |
1 |
1 |
||
Международная журналистика |
1 |
1 |
||
Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным |
1 |
1 |
||
Спортивные игры |
1 |
1 |
||
Исторические основы российской цивилизации |
1 |
1 |
||
7 |
7 |
Учебный план универсального профиля
(с углубленным изучением биологии и обществознания)
Предметная область |
Учебный предмет |
Уровень |
5-ти дневная неделя |
|
Количество часов в неделю |
||||
10Б класс (2024-2025) |
11Б класс (2025-2026) |
|||
Обязательная часть |
||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
2 |
2 |
Литература |
Б |
3 |
3 |
|
Иностранные языки |
Иностранный язык |
Б |
3 |
3 |
Математика и информатика |
Алгебра и начала математического анализа |
Б |
2 |
3 |
Геометрия |
Б |
2 |
1 |
|
Вероятность и статистика |
Б |
1 |
1 |
|
Информатика |
Б |
1 |
1 |
|
Естественно-научные предметы |
Физика |
Б |
2 |
2 |
Химия |
Б |
1 |
1 |
|
Биология |
У |
1 |
1 |
|
Общественно-научные предметы |
История |
Б |
2 |
2 |
Обществознание |
У |
2 |
1,5 |
|
География |
Б |
1 |
1 |
|
Основы безопасности и защиты Родины |
Основы безопасности и защиты Родины |
Б |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
Б |
2 |
3 |
Индивидуальный проект |
1 |
|||
ИТОГО |
27 |
26,5 |
||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: |
7 |
7,5 |
||
Биология (У) |
2 |
2 |
||
Обществознание (У) |
2 |
2,5 |
||
ЭК «Написание сочинений публицистического стиля» |
1 |
1 |
||
ЭК «Решение задач по математике повышенной сложности» |
1 |
1 |
||
Практикум |
1 |
1 |
||
Учебные недели |
34 |
34 |
||
Всего часов |
34 |
34 |
||
Максимально допустимая недельная нагрузка в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами |
34 |
34 |
||
Общая допустимая нагрузка за период обучения в 10–11-х классах в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами в часах, итого |
2312 |
|||
Внеурочная деятельность |
||||
Разговоры о важном |
1 |
1 |
||
Россия-мои горизонты |
1 |
1 |
||
Современные агробиотехнологии |
1 |
1 |
||
Начальная военная подготовка |
1 |
|||
Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больным |
1 |
1 |
||
Литературная мастерская |
- |
1 |
||
Спортивные игры |
1 |
1 |
||
1 |
1 |
|||
7 |
7 |