МАОУ г.Нягани СОШ №2
город Нягань Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
  • Профориентация

                                                 

     

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

    Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
    Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
    Цель профориентационной работы в школе:
    - оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
    Задачи профориентационной работы:
    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
    - Профессиональной просвещение;
    - Профессиональная диагностика;
    - Профессиональная консультация и др.

    Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

    1-4 классы:
    - Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
    - Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
    - Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
    5-7 классы:
    - Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
    - Представления о собственных интересах и возможностях;
    - Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
    8-9 классы:
    - Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
    - Профессиональное самопознание;
    10-11 классы:
    - Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Направления и формы профориентационной работы в школе:

    - Оформление уголка по профориентации, страничка на школьном сайте в разделе «Профориентационная работа в школе».
    - Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.

     Работа с учащимися:
    - Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
    - Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
    - Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
    - Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
    - Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
    - Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
    - Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

     Работа с родителями:

    - Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
    - Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

         


    Типы профессий и специальности

    Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности.

    Профессия – необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

    Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

    Типы профессий:

        Человек-техника (профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением)
        Человек-человек (труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание)
        Человек-природа (профессии, связанные с природой, животными, растениями)
        Человек-знаковая система (профессии, где объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, символы, схемы, карты)
        Человек-художественный образ (труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью)

       Способности и их роль в выборе профессии

     Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам.

     Виды способностей:

            Общие способности, от которых зависит успешность различных видов деятельности.
            Предметные (проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами).
            Специальные способности, от которых зависят успешность отдельных или специальных видов деятельности (музыкальные, математические, спортивные и др.)
            Теоретические (связанные с умением рассуждать, доказывать гипотезы, предлагать и обосновывать теории, объяснять те или иные явления).
            Практические (проявляются в умении решать задачи, действуя практически).
            Учебные (проявляются в приобретении новых знаний, умений, навыков).
            Творческие (проявляются в создании человеком чего-либо нового).

    Как стать конкурентноспособным на рынке труда

    На современном рынке труда спросом пользуется только работа, приносящая доход. В связи с этим возникла и растет конкуренция среди работников. Сегодняшние инженеры, ученые, рабочие должны предложить своему работодателю труд, результаты которого будут выгодны обеим сторонам. Быстрое развитие рынка труда требует работников нового типа (разносторонние знания, отличная специальная подготовка, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям). Знание иностранных языков, компьютера, новых технологий, готовность развивать свои знания и адаптировать их к новым ситуациям — ключ к успешной карьере.

    Уже сегодня не следует рассчитывать на то, что выбранная специальность будет служить Вам всю жизнь. Не имея мобильности и гибкости, есть риск остаться не у дел при очередном «повороте» судьбы, а Вам предстоит жить и работать в постоянно меняющихся условиях, поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы за свою профессиональную жизнь кардинально поменять содержание и условия работы. Современный рынок труда находится в постоянном движении, поэтому при выборе места работы нужно учитывать и его состояние на сегодняшний день, и перспективы развития.

    На современном рынке труда России выделяют тринадцать наиболее значимых групп профессий:

    1. Профессии, связанные со сферой управления (менеджмент). Сегодня Россия испытывает острую необходимость в развитии индустрии услуг. А ее формирование кардинально меняет природу администрирования. Инициативные, талантливые и образованные профессионалы будут востребованы в сфере государственного и частного администрирования.

    2. Профессии, связанные с внедрением компьютерной техники. В нашей стране интенсивно идет процесс компьютеризации. Прогнозируется увеличение числа компьютеров в ближайшие 10 лет минимум в три раза, а увеличение числа специалистов, их обслуживающих в пять раз. Консалтинг в этой сфере (консультирование компаний, подготовка программ, создание сетей т. п.) станет самым распространенным бизнесом.

    3. Строительные профессии. Прежде всего, строительство получает развитие в сфере бизнеса: офисы, деловые центры, гостиницы и т. д. Такое строительство- выгодная форма вложения капитала. Оно охватывает и частный сектор: строительство жилья, дач, гаражей. Развертывание строительных работ требует новых технологий, современных архитектурных форм, соблюдения экологических норм и т. д. Рынок строительства объединяет сотни других профессий. Для многих молодых людей этот рынок может стать реальной перспективой успешной карьеры.

    4. Консультирование. Это наиболее быстрорастущий рынок в России. Несмотря на различные названия профессий (юрист, эксперт по налогам и финансам, агент по недвижимости, психолог и т. д.), цель таких специалистов — помочь компании продвинуть товары и услуги или помочь отдельным гражданам реализовать их возможности. При достаточно жесткой конкуренции успеха на этом поприще добиваются только хорошо образованные, профессионально подготовленные и персонально ориентированные консультанты.

    5. Профессии в области образования. Рынок образования требует принципиальной переориентации на современные международные технологии, соответствующие стандартам рынка труда. Вложение в образование — это вложение в будущее и потому очень эффективное инвестирование в современном бизнесе.

    6. Профессии, связанные с сервисом семьи. Семья все в большей степени становится привлекательной целевой группой для бизнеса: гувернер, семейный врач, горничная и т.д.

    7. Профессии в области здравоохранения. Одним из самых перспективных рынков на сегодня является рынок здравоохранения. Традиционные поликлиники в своей массе уступают место профессиональным медицинским центрам, предлагающим широкий спектр оздоровительных услуг. На рынке здравоохранения происходит увеличение спроса на частнопрактикующих врачей, предлагающих лучшее обслуживание за умеренные цены, привлекаются новые формы терапии, активно развиваются нетрадиционные формы медицины.

    8. Профессии в области информации и связи. Ни один сектор экономики не рос так быстро, как сектор информации и системы связи. Именно здесь возникает основной резерв рабочих мест. Появляются принципиально новые типы информации, формы ее подачи. Сегодня это целая индустрия, включающая десятки самых различных специальностей. Данный рынок находится в постоянном обновлении.

    9. Профессии, связанные с банковским делом. Развитие рынка денег в России идет неровно. Нет стабильности в работе частных банков. Однако в банковском деле активно пошел процесс внедрения новых технологий, компьютеризации. Растет число сервисных услуг в этой сфере. В дальнейшем, когда финансовый рынок станет частью глобального рынка, количество сервисных услуг, их качество, профессионализм специалистов резко возрастут.

    10. Профессии в сфере производства. В сфере производства сегодня нужны высококвалифицированные рабочие различных профессий. Вводятся новые промышленные предприятия с высоким уровнем технологий. Россия представляет собой гигантский рынок для автоматизации производственных процессов. В перспективе спрос на кадры высокой квалификации в сфере производства будет увеличиваться.

    11. Профессии в области исследований науки и техники. Экономический опыт развитых стран показывает, что около 2% валового продукта страна должна выделять на исследования в области науки и техники. Общеизвестно, что без качественно новых продуктов экономика не может развиваться. Будущее поле деятельности исследователей — реальная экономика, реальный рынок товаров и услуг.

    12. Профессии, связанные с туристическим сервисом. В России развивается индустрия отдыха и путешествий. Ожидается, что к 2015 году на данном рынке будут работать до 10 млн. человек.

    13. Профессии в области торговли. Широкое распространение, наряду с традиционными формами торговли, уже сегодня получают супермаркеты с самыми различными продуктами питания и видами обслуживания. Новой формой торговли является электронная торговля с использованием телекоммуникационных сетей. Это один из самых обширных рынков труда, открывающий для молодых людей большие возможности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie