1. Специально оборудованные учебные кабинеты:
44 учебных кабинета – из них: 1 кабинет музыки; 2 кабинета технологии (обслуживающий и технический труд); 6 кабинетов русского языка; 10 кабинетов начальных классов; 2 кабинета биологии (лаборатория), 1 кабинет химии (лаборатория); 5 кабинетов математики; 2 кабинета информатики, 1 кабинет ОБЖ и ПДД; 4 кабинета иностранного языка; 1 кабинет физики (лаборатория); 1 кабинет истории; 1 кабинет географии; 1 кабинет психолога; 1 кабинет логопеда; 1 кабинет дефектолога
2. Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
- кабинет химии;
- кабинет физики;
- кабинет биологии;
- кабинеты информатики;
- кабинет обслуживающего труда;
- кабинет технического труда
3. Библиотека
Библиотека и читальный зал на 15 посадочных мест, для детей с ОВЗ и инвалидностью в постоянной работе находится 2 компьютера с выходом в сеть Интернет. Библиотечный фонд школы формируется из фонда учебной, художественной, справочной, методической литературы (библиотечный фонд -26585 экземпляров, 23450- учебный фонд, 12235 – основной фонд). Имеются в наличии электронные диски 420 экз. Для обеспечения обучения по адаптированным программам имеются учебники для слабовидящих детей, методическая литература для коррекционной работы с учащимися (ЗПР,ТНР).
4. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
- модернизированный спортивный зал, оснащённый игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
- автогородок площадью 1858 кв.м со светофорами, пешеходными переходами, шлагбаумом;
- футбольное поле с искусственным покрытием площадью 5408 кв.м;
- для организации занятий адаптивной физической культурой с детьми инвалидами и лицами с ОВЗ заключено соглашение о сотрудничестве с Центром адаптивного спорта в г. Нягани
5. Средства обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
-Специализированные (индукционная система для слабослышащих, 2 световых информационных табло «Бегущая строка», комплект специализированной учебной мебели для ребенка-инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата (парта и стул), растущая мебель (столы, стулья), ).
-Печатные (учебники и учебные пособия для слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, комплекты учебников и учебных пособий для коррекционных школ для детей с ЗПР).
-Электронные средства обучения (CD "1С:Познавательная коллекция. Тренировка внимания. Эффективный тренажер". CD "1С:Познавательная коллекция. Выбираем профессию. Эффективный тренажер", CD «Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий обучающихся школы», Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе. Интерактивный учебно-развивающий комплект "Познание" в транспортировочном кейсе, «Игры для Тигры» (компьютерная логопедическая программа), «Смотри и говори» - (интерактивная развивающая программа), мультимедийные учебники).
- Аудиовизуальные средства (учебные кабинеты оснащены интерактивными досками и проекторами для демонстрации презентаций, видеофильмов образовательных, учебных кинофильмов, учебных фильмов на цифровых носителях (Video-CD,DVD, HDDVD)).
-Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, магнитные и меловые доски).
-Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные, коллекции).
-Учебные приборы(термометры, барометры, компаса, колбы, микроскопы и т.д.).
-Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи).
6. Школа использует следующие средства воспитания:
Основные средства воспитания и формы организации воспитательной работы обучающихся, в том числе приспособленные для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- организация групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами и учителями-предметниками; (в школе есть психологи, логопеды, дефектолог).
- организация внеклассной деятельности обучающихся (организация школьных концертов, праздников, творческих вечеров, собраний классов преподавателей и участие в них обучающихся, общешкольные родительские собрания);
- организация внеаудиторной деятельности обучающихся (посещение мероприятий за пределами школы – учреждений культуры и искусств и пр.);
- организация и проведение внутришкольных конкурсов, методических мероприятий (мастер-классов, обучающих встреч), социокультурных проектов с другими организациями и учреждениями;
- проведение профориентационной и профилактической работы (тематические лекции, беседы, тематические концертные программы, институт кураторства, участие в творческой деятельности, профориентационные мероприятия с участием ведущих представителей в различных областях искусства и пр.);
- организация и проведение мониторинговых мероприятий (мониторинги образовательных и творческих достижений обучающихся).
7. Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Программа «Доступная среда» в МАОУ г.Нягани СОШ№2 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
В соответствии с ФЗ 419 от 01 12 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МАОУ «СОШ №2» проведены следующие виды работ:
- для обеспечения возможности беспрепятственного входа и выхода из нее установлена подъемная платформа;
- смонтированы широкие входные двери и двери в холлах и коридорах школы;
- входная группа
- для содействия инвалиду – колясочнику при входе в школу и выходе из нее установлена прозрачная входная дверь;
-закуплен мобильный подъемник для преодоления лестничных маршей людьми с ограниченными возможностями в инвалидных колясках с помощью сопровождающего лица;
- проведена реконструкция санитарно-гигиенического помещения.
8. Специальные условия питания:
Организация питания в МАОУ г.Нягани СОШ №2 осуществляется муниципальным автономным учреждением МО г.Нягань «Комбинат питания». Для питания учащихся всех категорий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ школьная столовая имеет обеденный зал на 180 посадочных мест.
На основании Постановления Правительства ХМАО-Югры «Об обеспечении питанием учащихся образовательных организаций » дети с ОВЗ и дети-инвалиды обеспечивается 2 разовым питанием.
При организации питания учитываются индивидуальные особенности обучающихся с ограничениями жизнедеятельности (сахарный диабет, пищевая аллергия)
Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
9. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
1. Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2. Организация горячего питания.
3. Медицинским работником ежедневно проводится контроль рациона питания и качества приготовленных блюд.
4. Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
5.Ведется пропаганда здорового образа жизни.
6. Проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.
7.Созданы условия для занятий спортом с целью профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
8.Организовано прохождение учащимися периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.Созданы условия по обеспечению безопасности учащихся во время пребывания в общеобразовательном учреждении.
10.Ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе.
11.В школе имеется медицинский кабинет, оборудованный необходимыми средствами для оказания первой медицинской помощи. Ежегодно учащиеся школы проходят диспансеризацию и флюорографическое обследование.
12.Все кабинеты школы оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения. В школе осуществляется контроль доступа в учреждение. Имеется тревожная кнопка.
10. О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Все учебные и административные кабинеты учреждения имеют доступ в глобальную сеть "Интернет" на общей скорости до 100 Мбит/с.
В школе функционирует 44 учебных и специализированных кабинета, все компьютеры находящиеся в кабинетах имеют доступ в сеть Internet. В рамках обеспечения электронными методическими и образовательными ресурсами имеется собственная локальная сеть.
В библиотеке оборудовано 2 рабочих места для детей с инвалидностью и детей с ОВЗ с выходом в Интернет. Внедрена система контент – фильтрации.
В образовательном учреждении внедрена и функционирует ГИС Образование Югры.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
С целью обеспечения работы в информационной образовательной среде для поддержания процесса дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, с 1 по 11 класс по программе общего и дополнительного образования путем на выбор, педагогам предоставляется доступ к ресурсам информационной образовательной среды:
- http://iclass.home-edu.ru/ (i-class) – система дистанционного обучения Центра образования «Технологии обучения» г.Москва. В системе представлены дистанционные курсы по программам начального, среднего, основного общего образования и курсы дополнительного образования (1-11 класс);
- http://mob-edu.ru/ (Мобильная электронная школа) - система дистанционного обучения компании ООО «Мобильное Электронное Образование». В системе представлены дистанционные курсы по программам начального, основного и среднего общего образования (1-11 класс).
11. О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- учебные кабинеты оснащены интерактивными досками с комплектом программного обеспечения;
- FM-система «Диалог»,
- устройство по развитию речи у слабослышащих и глухих детей «Глобус»
- микрофоны, наушники;
- ученикам, находящимся на надомном или дистанционном обучении школа предоставляет (по запросу) во временное пользование комплект оборудования Ноутбук AserExtensa EX и
Многофункциональное устройство HP M 132a.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
· создание в МАОУ г. Нягани СОШ№2 специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с инвалидностью и ОВЗ;
· социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
· реализацию прав детей с инвалидностью и ОВЗ, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
· позитивный эффект для уровня качества образования детей с инвалидностью и ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
· обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Задачи программы:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей детей с инвалидностью и ОВЗ
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к детям с инвалидностью и ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с инвалидностью и ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с инвалидностью и ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с инвалидностью и ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью и ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с инвалидностью и ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми с инвалидностью и ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
· Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МАОУ . г.Нягани СОШ №2 для детей с инвалидностью и ОВЗ.
· Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с инвалидностью и ОВЗ.
· Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с инвалидностью и ОВЗ в программе «Доступная среда»:развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
· Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.