Проект "Доступная среда" – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Информация о специальных условиях в МАУО г. Нягани СОШ №2
для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Для проведения учебной деятельности и практической подготовки для всех категорий учащихся в том числе и для детей-инвалидов и с ОВЗ используются:
- 44 учебных кабинета – из них: 1 кабинет музыки; 2 кабинета технологии (обслуживающий и технический труд); 6 кабинетов русского языка; 10 кабинетов начальных классов; 2 кабинета биологии (лаборатория), 1 кабинет химии (лаборатория); 5 кабинетов математики; 2 кабинета информатики, 1 кабинет ОБЖ и ПДД; 4 кабинета иностранного языка; 1 кабинет физики (лаборатория); 1 кабинет истории; 1 кабинет географии; 1 кабинет психолога; 1 кабинет логопеда; 1 кабинет дефектолога.
Библиотека – 1, читальный зал на 15 посадочных мест, для детей с ОВЗ и инвалидностью в постоянной работе находится 2 компьютера с выходом в сеть Интернет. Библиотечный фонд школы формируется из фонда учебной, художественной, справочной, методической литературы (библиотечный фонд -26585 экземпляров, 23450- учебный фонд, 12235 – основной фонд). Имеются в наличии электронные диски 420 экз.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
- 1 модернизированный спортивный зал
- автогородок площадью 1858 кв.м со светофорами, пешеходными переходами, шлагбаумом
- футбольное поле с искусственным покрытием площадью 5408 кв.м
- для организации занятий адаптивной физической культурой с детьми инвалидами и лицами с ОВЗ заключено соглашение о сотрудничестве с Центром адаптивного спорта в г. Нягани
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
специальные технические средства обучения;
услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.);
сокращенное количество детей в учебной группе (классе).
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в МАОУ «СОШ№2» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с инвалидностью и ОВЗ;
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с инвалидностью и ОВЗ, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
-
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с инвалидностью и ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
-
Задачи программы:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей детей с инвалидностью и ОВЗ
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к детям с инвалидностью и ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с инвалидностью и ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с инвалидностью и ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с инвалидностью и ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с инвалидностью и ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с инвалидностью и ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми с инвалидностью и ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
- Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МАОУ « СОШ №2» для детей с инвалидностью и ОВЗ.
- Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с инвалидностью и ОВЗ.
- Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с инвалидностью и ОВЗ в программе «Доступная среда»:развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
- Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.