МАОУ г.Нягани СОШ №2
город Нягань Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
  • Инклюзивное образование

    Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства, вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах. Обучение разных детей ведется в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и заявления родителя (законного представителя).

    При инклюзивном обучении в нашей школе каждому ребёнку с ОВЗ создаются специальные условия обучения и воспитания: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, дифференцированный подход на уроках, коррекционно-развивающие занятия, воспитательно-профилактические мероприятия.

    Своевременные коррекционные занятия с психологом, логопедом, дефектологом, музыкально-ритмические занятия, занятия с учителями-предметниками способствуют устранению пробелов знаний, освоению содержания образования и развитию гармоничной личности. Особое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в классах инклюзивного обучения.

     В школе сформирована команда единомышленников: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы, социальный педагог, педагоги-организаторы, благодаря которым создана благоприятная среда для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.  

    Как организовать ребенку образование в соответствии с его состоянием здоровья и способностями

    1. Обратиться к администрации школы, для проведения комплексного обследования ребенка.

    2. Получить консультацию специалистов школы (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог).

    3. Пройти обследование на ТПМПК (территориальная-психолого-медико-педагогическая комиссия г.Нягани), получить рекомендации для организации образовательного процесса.

    4. Предоставить в школу заключение ТПМПК.

    5. Администрация школы разрабатывает в соответствии с особенностями ребенка ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут):

    • индивидуальный учебный план;
    • индивидуальная адаптированная образовательная программа;
    • индивидуальные адаптированные программы по предметам учебного плана (при необходимости);
    • индивидуальные коррекционно-развивающие программы;
    • индивидуальный план внеурочной деятельности;
    • индивидуальная карта динамики развития.

    6. Процесс обучения в классе ведется в тесном систематическом контакте с родителями.

    Индивидуальную консультацию по вопросам инклюзивного образования можно получить у заместителя директора Чистых Светлава Алексеевна.

    Виды адаптированных образовательных программ

    Категория детей с ОВЗ

    Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО

     

    Вариант 1

    Вариант 2

    Вариант 3

    Вариант 4

    Глухие

    1.1

    1.2

    1.3

    1.4

    Слабослышащие

    2.1

    2.2

    2.3

    -

    Слепые

    3.1

    3.2

    3.3

    3.4

    Слабовидящие

    4.1

    4.2

    4.3

    -

    Тяжелые нарушения речи (ТНР)

    5.1

    5.2

    -

    -

    Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

    6.1

    6.2

    6.3

    6.4

    Задержка психического развития (ЗПР)

    7.1

    7.2

    -

    -

    Расстройства аутистического спектра (РАС)

    8.1

    8.2

    8.3

    8.4

    Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) УО (ИН)

    Пр. №1599, вар.1

    Пр. №1599, вар.2

                          Нормативные документы 

     

     

     


    Мероприятия

     

    В рамках недели «Инклюзивное обучение» с 13.05.2025г. по 19.05.2025г. классными руководителями проведены игровые мероприятия на сплочение коллектива и классные часы «Мы разные – мы равные», «Солнце светит всем одинаково», «Дорогою добра», «Инклюзивное образование – что это?».

    Во время проведения классных часов учащиеся определяли, что означает «инклюзия» и как быть инклюзивным. Оказалось, что многие ребята имеют опыт общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, понимают и осознают, какие имеются нарушения у таких детей, а также положительно относятся к совместному обучению с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Знают и понимают, что при общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдать уважение, толерантность, доброжелательность и чувство такта.

    Такие мероприятия способствуют формированию позитивного отношения у обучающихся к инклюзивному обучению, формированию атмосферы дружбы, уважения, взаимопонимания и поддержки в школьном коллективе, воспитанию толерантного отношения к взрослым и детям с ограниченными возможностями здоровья.

     

    В рамках недели «Инклюзивное обучение» 15.05.2025г. проведено тематическое родительское собрание «Взаимодействие ребенок-родитель-учитель как основа эффективности инклюзивного обучения». Родители познакомились с специальными методами обучения и коррекции детей с ОВЗ. Чистых С.А. познакомила родителей с особенностями детей с ОВЗ, комплексным подходом в коррекции задержки психического развития. Учителя-предметники Бондарь Ю.М. и Балобанова Г.В. рассказали о развивающих приемах, способствующих повышению мотивации обучения. Учитель-логопед Сонюшкина А.К. познакомила родителей с методическими материалами для развития навыка письма, чтения и тренировки памяти.

    Пока родители занимались теорией, их дети с интересом приняли участие в мастер-классе учителя ИЗО Зудовой Е.А. и подготовили для родителей сюрприз – рисунок в технике многослойности гуаши и мокрой растушовки. После мастер-класса дети присоединились к родителям. Тьютор Шпрингер Н.Г. провела с родителями нейрофизминутку, рассказала о пользе нейроупражнений для своевременной коррекции и развития детей.

    Традиционно родительское собрание закончилось обсуждением планов на следующий учебный год.

    Нейрогимнастика – это комплекс простых упражнений, которые повышают интеллектуальное развитие и умственную работоспособность детей. Данная гимнастика возбуждает определенные участки мозга и усиливает межполушарное взаимодействие.

    С 2022 года занятия нейрогимнастикой проводятся в нашей школе с учащимися с ОВЗ на коррекционных занятиях. Польза этих упражнений неоспорима: стимулирует развитие памяти, мышления, улучшает мелкую и крупную моторику, повышает работоспособность, помогает в обучении чтения и письма, формируется уверенность в себе.

    Регулярные занятия с детьми с ОВЗ способствовали улучшению не только ряда физических навыков, скоординированность движений и ловкость, но и улучшали эмоциональное состояние, учащиеся с ОВЗ меньше реагировали на стрессовые ситуации, стали более общительными.

                Под руководством тьюторов Шпрингер Н.Г. и Гуртовой С.В. учащиеся на переменах активно и с большим интересом выполняли нейроупражнения, было весело и полезно для развития мозга и организма в целом.

    Особенные детки нашей школы скромные и робкие, но очень талантливые. В течении учебного года под руководством педагогов и тьюторов они принимали участие в фестивалях, конкурсах, награждены грамотами, дипломами, благодарственными письмами.

    Участвуя в конкурсах, дети с ОВЗ приобретают опыт общения, что важно для их дальнейшей жизни. Конкурсы помогают детям стать общительными, уверенными в себе, повышают самооценку и творческий потенциал.

    Участие в предметных конкурсах прививает любовь к предмету и может стать отправной точкой для самоопределения в будущем и выбора профессии, а также формирования целеустремлённости и успешной социализации.

     

     

     

    Найдено: 11

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике